1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Задача для профессионалов

Задача для профессионалов

Подводка электричества, водопровода, канализации и тепловых сетей, является неотъемлемой составляющей при строительстве любого современного здания, и в строительной терминологии обозначается кратким словосочетанием прокладка наружных сетей.

Строительство может обойтись дешевле, если производитель работ имеет собственное оборудование, инструментарий, применяет современные материалы, использует прогрессивные технологии. Принцип надежности и долговечности закладывается при разработке проекта, а осуществляется на стадиях монтажа и пуско-наладочных работ, а также в предпусковых испытаниях любых видов прокладки наружных сетей, поэтому сотрудничать лучше с профессионалами.

Прокладка наружных сетей иногда сопровождается демонтажом изношенных коммуникаций. Практически все инженерные системы жизнеобеспечения в городе являются подземными. Горячая и холодная вода, газ, канализация, все необходимые блага цивилизованной жизни проходят под землей через трубы. Решение проблемы проведения новых сетей иногда пересекается с разрушением и ремонтом старых, но ещё функционирующих.

Прокладка наружного водопровода зачастую требует подготовки траншей и установки колодцев с запорно-переключающей арматурой. Обязательным элементом является гидроизоляция колодцев и устройство «груши». Траншеи засыпаются щебеночно–песчаной смесью с послойным трамбованием грунтов в местах пересечения с тротуарами и дорогами.

Для бестраншейной прокладки наружных сетей применяется специальный набор пневматического, электрического и ручного инструментария. При этом; особое внимание уделяется изучению проложенных ранее коммуникаций, что тщательно отмечается на этапе проектирования.

Прокладка наружных сетей теплоснабжения входит в общий проект системы коммуникаций, где учитываются и минимизируются все возможные теплопотери. Если теплосеть автономная (например, в коттеджном поселке), то необходима адаптация котла отопительной системы с электро- или газовой сетью. У автономного теплообеспечения появляется всё больше сторонников, сегодня индивидуальные отопительные системы устанавливают даже в многоэтажных домах. И связано это не только с экологией и энергосбережением, но и во многом с ветхостью существующих инженерных коммуникаций.

Задача для профессионалов

В настоящее время в Российской системе профессионального образования предпринят ряд шагов по содержательной модернизации профессионального образования. Но несмотря на это, проблема качественной подготовки специалистов остается открытой: около одной трети молодых людей в современной России не в состоянии успешно адаптироваться к современной экономической ситуации и реализовать свои профессиональные устремления [2]. Одной из причин слабой адаптации к профессиональному сообществу является отсутствие необходимой подготовки к профессиональной коммуникации, что не позволяет молодому специалисту эффективно взаимодействовать с представителями профессиональной сферы. Подготовка специалистов IT направления не является исключением. Успешная адаптация к рабочему месту во многом определяется компетентностью молодых специалистов IT сферы, опытом в конкретных видах деятельности, возможностями развития своих профессиональных и коммуникативных качеств. «Компетенция не может быть изолирована от конкретных условий её реализации. Она одновременно связывает мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений, настроенных на условия конкретной деятельности» [5]. Поэтому одним из средств, позволяющих зафиксировать проявление компетенции, может выступать решение профессиональных задач.

Понятие профессиональной задачи в научно-педагогической литературе определено по-разному, в логике компетентностного подхода профессиональная задача определяется как единица содержания профессиональной подготовки специалистов [3]. В психологии базовое определение задачи А. Н. Леонтьев трактует как цель, данная в определенных условиях. С педагогической точки зрения задача рассматривается во взаимосвязи с проблемной ситуацией, где проблемная ситуация — это реальная ситуация, возникшая в практической деятельности, а задача — это модель реальной проблемной ситуации. Под решением задачи авторы понимают процесс формирования и выполнения некоторого действия (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн); процесс преобразования некоторой начальной ситуации в некоторую конечную ситуацию (А. М. Матюшкин); процесс воздействия на предмет задачи, который обуславливает ее переход из исходного состояния в требуемое (Г. А. Балл), внутреннюю мыслительную деятельность субъекта управления, направленную на разрешение определенной проблемы (И. Кхол), мыслительное или письменное построение ориентировочной основы деятельности в виде прогноза, с последующим выполнением этой деятельности (Л. Ф. Спирин) [1]. Опираясь на предложенные определения, а также на определение процесса решения задачи как процесс деятельности субъекта, направленный на демонстрацию решения определенной профессиональной ситуации, под профессиональной задачей будем понимать цель, заданную в определенных условиях, которая может быть достигнута при реализации определенных действий, а под решением профессиональных задач — деятельность будущего специалиста IT направления по активизации приобретенных знаний, умений, навыков и опыта для достижения цели в заданных условиях профессиональной деятельности.

Состав, содержание и последовательность профессиональных задач в совокупности должны охватывать все основные действия, входящие в профессиональную деятельность. Совокупность профессиональных задач должна образовать «ядро» содержания профессиональной подготовки, а этапы становления профессиональной компетентности определить логику содержания.

Важно понимать отличие процесса решения профессиональной задачи от выполнения практической работы. В ходе выполнения практической работы студент приобретает определенный навык операционных составляющих профессиональной деятельности. Чтобы в ходе решения профессиональной задачи студент мог продемонстрировать профессиональные компетенции и показать уровень сформированных профессиональных коммуникативных умений, целесообразно к профессиональной задаче прилагать набор заданий, выполнение которых выявляли знание способов и условий деятельности, а также усвоение знаний о предметах и средствах труда.

Профессиональная задача характеризуется следующими функциями:

  • Содержательная — определяет на каком материале, фактах, позициях, суждениях будет построена формулировка задачи.
  • Процессуальная — предполагает действия, элементы поведения, операции, оценки, ситуации выбора и диалога, которые возникнут в ходе решения задачи.
  • Контекстуальная — устанавливает связи формулировки конкретной задачи с общим проблемным контекстом — личностным, социальным, образовательным, информационным, коммуникативным, профессиональным и др.

Примерная структура профессиональной задачи как единицы содержания подготовки может иметь следующую структуру:

  • Обобщенная формулировка задачи содержит описание имеющегося в практике противоречия, трудностей, постановку вопроса.
  • Ключевое задание, в котором обозначено, что требуется представить как результат решения задачи — конечный продукт, документ и др.
  • Контекст решения задачи — имеющиеся условия, характеристика людей, ресурсов, конкретной ситуации и т.д.
  • Задания определенного типа, которые приведут к решению и позволят зафиксировать уровень проявленных компетенций.
  • Критерии оценки, позволяющие соориентировать студента на качественное достижение конечного результата.

Контекст задачи может включать разную информацию: исходные данные о ситуации, характеристику имеющихся ресурсов для решения задачи, указание на теоретическую базу решения задачи (она либо указывается, либо её необходимо выбрать самому студенту). При этом в условие задачи включается только та информация, от содержания которой зависит вариант решения задачи. Критерии оценки выполнения задания должны быть направлены на:

  • правильность выделения ключевых понятий профессиональной задачи;
  • научность и правомерность толкования ключевых понятий задачи;
  • адекватность определения теоретической базы решения задачи;
  • полноту, четкость и ясность изложения основных теоретических положений, которые будут определять решение задачи;
  • достаточность теоретического обоснования для решения задачи;
  • целесообразность предложенного варианта решения задачи;
  • культуру изложения хода решения при защите работы.
Читать еще:  Лестница дачного домика

На примере материалов, разработанных автором, по МДК 01.01 профессионального модуля ПМ01. Обработка отраслевой информации по специальности 230701 Прикладная информатика (по отраслям) рассмотрим типовые профессиональные задачи, которые выступают в качестве средства оценивания профессиональной компетенции ПК 1.2. Обработка динамического контента и профессиональной коммуникативной компетенции будущего специалиста IT сферы. В ходе анализа профессиональной деятельности мастеров по обработке отраслевой информации и группированию знаний и умений, заявленных в ФГОС по данной специальности, были выделены следующие типы задач по обработке динамического контента:

  1. Монтаж видеоконтента из объектов с заданными характеристиками, то есть выполнение определенных операций в специализированном программном продукте по заданным критериям в определенных условиях.
  2. Конвертирование файлов из одного формата в другой с заданными характеристиками.
  3. Оцифровка видеоконтента с заданными характеристиками.
  4. Запись видеоконтента с заданными характеристиками на конкретный носитель.

Приведем некоторые формулировки конкретных задач по теме: «Обработка видеоконтента», решение которых возможно с применением знаний, полученных в курсе. При решении типовой задачи, связанной с конвертированием файлов из одного формата в другой с заданными характеристиками, можно предложить студентам конвертирование аналоговых или цифровых форматов динамического информационного содержания в цифровые форматы для конкретной ситуации. Данный тип задач можно решить с применением знаний об аналоговых и цифровых видео форматах файлов и навыка инсталлирования и работы со специализированными программами-конвекторами. Формулировка типовой задачи может быть следующая: Госпожа И. обратилась в фирму, которая специализируется на обработке фото и видео материалов, с просьбой закачать на мобильный телефон её любимый фильм. Фильм находится на DVD диске.

Для выявления метода решения задач, связанных с осуществлением событийно-ориентированного монтажа, студентам предлагаются задания, выполнение которых требует знаний теоретических основ событийно-ориентированного монтажа, назначения и функциональных возможностях специализированных программ для монтажа видео, навыков работы в видеоредакторах, выполнение приемов редактирования видеоинформации, работы с титрами, со звуковыми дорожками, сохранения результата. Типовая задача может быть записана так: Гражданин Н. обратился в вашу фирму, которая специализируется на обработке фото и видео материалов, с просьбой сделать подарок для коллеги по работе. Он хочет подарить диск с видеороликом об увлечении юбиляра. На DVD диске у заказчика есть набор папок с фотографиями. На флеш носителе есть музыкальные файлы, любимые мелодии юбиляра.

Для усвоения метода решения типовой задачи по оцифровке видеоконтента студентам необходимы теоретические знания о процессе оцифровки видеоинформации, о видах и функциях специализированного оборудования для оцифровки, а также навыки работы с данным оборудованием и специализированным программным обеспечением. Пример формулировки задачи: В фирму «Цифра», где вы работаете техником, обратился клиент. Он принес видео кассету, где записан утренник из детского сада. Заказчик хочет, чтобы фрагмент, где дед мороз слушает стихотворения детей, был записан на диск для дальнейшего просмотра на DVD плеере.

При решении типовой задачи записи видеоконтента с заданными характеристиками на конкретный носитель необходимы: специализированные знания в области типов и их характеристик видео форматов файлов, носителей информации и определенные навыки работы с программами по созданию DVD меню диска, приемы записи на различные носители информации. Примером может служить задача: Гражданин Н. обратился в вашу фирму, которая специализируется на обработке фото и видео материалов, с просьбой сделать DVD диск, на котором при его загрузке можно выбирать разные фрагменты для просмотра. Заказчик принес на флешке несколько файлов с видео. Он интересуется, возможно ли сделать такой же диск, если нужные фрагменты видео записан цельным куском.

Каждый тип задач может иметь несколько вариаций, позволяющих оптимально распределить операционные составляющие профессиональной компетенции. Оценить уровень проявленной компетенции позволяют специально разработанные задания. Например, представьте задачу на формальном языке специалиста по обработке цифровой информации, сформулируйте вопросы к заказчику, если в процессе решения задачи у вас возникли уточняющие вопросы, опишите, какие трудности могут возникнуть при выполнении работы, что необходимо учесть, чтобы их избежать и др.

Специалист IT сферы должен понимать, что решить любую из профессиональных задач — это значит выполнить определенную систему действий, которой необходимо обучать в процессе подготовки специалистов среднего звена. Решение профессиональной задачи предполагает выполнение нескольких этапов: аналитический, планирование, исполнительский, оценочный.

На аналитическом этапе проводится исследование исходных данных профессиональной задачи, при этом необходимо установить: что дано, что требуется получить. Проанализировать данные на достаточность условия для решения задачи. Поэтому во время анализа условия задачи целесообразно сделать прикидку, ответив на вопрос: «Возможно ли выполнить условие? Достаточно ли оно для выполнения качественного продукта деятельности? Или недостаточно? Или избыточно? Или противоречиво?» Затем провести процесс перевода формулировки профессиональной ситуации в формальную профессиональную задачу через выделение ключевых слов-маркеров, которые несут смысловую нагрузку для выполнения задачи. Прояснить значение незнакомых слов в профессиональном тезаурусе, если данная ситуация предполагает взаимодействие с заказчиком, то сформулировать заказчику уточняющие вопросы. В результате на данном этапе студент преобразовывает имеющуюся информацию в более приемлемую форму — переводит условие на формальный язык профессионала, тем самым упрощает исходную задачу методом сведения к типовой профессиональной задаче, которая делится на составные операционные части. На этом этапе, кроме умения формализовать исходные данные, отождествлять профессиональную ситуацию с видом деятельности IT специалиста, проявляется готовность студента к самообразовательной деятельности в области информационных технологий [4].

На втором этапе планирования решения намечаются шаги, которые требуются для решения формальной профессиональной задачи. Определяются условия реализации решения задачи, в соответствии с результатом выбираются инструментальные средства, упорядочиваются последовательности операционных составляющих, необходимых для решения задачи. По окончании этого этапа студентом представлен алгоритм выполнения профессиональной задачи с учетом связи между исходными и неизвестными данными.

Третий этап — исполнительский, предполагает выполнение решения согласно разработанному алгоритму операционных действий. Процесс проходит под постоянным самоконтролем исполнителя, проверяется каждый шаг реализации своего плана решения. В итоге безошибочность решения контролируется на последнем шаге исполнения алгоритма через соответствие результата условиям задания, которое было определено первоначально. Если это соответствие не достигается, тогда идет пересмотр всех предыдущих шагов. Этот цикл может повторяться несколько раз, пока исполнитель не будет уверен в том, что задание выполнено правильно. По окончании этого этапа студентом представлен отчет о выполненной работе.

Последний этап — оценочный, где происходит оценка результата деятельности студента по решению профессиональной задачи с двух позиций: оценивание продукта деятельности и самооценка своей деятельности как будущего специалиста IT сферы. Критерии оценивания продукта определяются качеством продукта, требованиями заказчика. Самооценка деятельности осуществляется с помощью разработанного листа самооценки.

Таким образом, чтобы профессиональная задача стала инструментом оценивания компетенции при подготовке специалистов среднего звена IT направления, необходимо не только описать профессиональную ситуацию, но и разработать набор заданий, в ходе выполнения которых, следуя определенным этапам решения профессиональной задачи, можно увидеть «отпечаток» компетенции и провести экспертную оценку результатов деятельности.

Читать еще:  Оригинальный дачный туалет в виде кареты

Рецензенты:

Семенова Зинаида Васильевна, д.п.н., профессор, зав. кафедрой Информационная безопасность факультета Информационные системы в управлении ФГБОУ ВПО «Сибирская автомобильно-дорожная академия», г. Омск.

Рагулина Марина Ивановна, д.п.н., профессор кафедры информатики и методики обучения информатике факультета МФИТ ФГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск.

15 логических задач, которые стало модным предлагать на собеседовании (15 фото)

Человек этот очень маленького роста (лилипут). Самостоятельно до кнопки 17-го этажа дотягивается он только зонтиком или просит кого-нибудь нажать на эту кнопку.

Уносящийся течением воздуха шар находится в покое по отношению к окружающему воздуху, потому флаги не станут развеваться на ветру ни в какую сторону, а будут свисать вниз, как в безветрие.

Если сферическое или овальное яйцо укатилось бы, то оно бы двигалось по прямой. А вот асимметрич­ные яйца, у которых один конец тупой, а другой острый, при скатывании стремятся катиться по кругу. Если яйцо оказалось в ненадежном месте, например, на краю пропасти, стремление катиться по кругу, а не по прямой будет хорошим преимуществом.

Нет, так как через 72 часа вновь будет полночь.

За его стеной очень громко храпел сосед, который проснулся от телефонного звонка.

В итоге Оля придет на 5 минут раньше, а Сергей опоздает на 5 минут.

Оба человека говорят неправду. Потому как, если врёт первый человек, то с темными волосами — мужчина. Выходит, что человек со светлыми волосами мужчиной быть не может. Если второй человек говорит неправду, значит, со светлыми волосами — женщина. Тогда человек с темными волосами женщиной быть не может. Так и получается, что единственный верный вариант — они лгут оба.

Бросьте его вверх!

Нисколько. Там — только переплёты.

За 10 дней. Если первый грибник за 35 дней собирает 10 ведер грибов, то выходит, что за 70 дней он насобирает 20 ведер грибов. А если второй грибник за 14 дней собирает 10 ведер грибов, то за 70 дней он насобирает 50 ведер грибов. Следовательно, действуя вместе, за 70 дней они насобирают 70 ведер грибов. В итоге, 10 ведер они насобирают за 10 дней.

Да, такое место есть. Это южный географический полюс. В какую бы сторону от него вы не шли, направление будет только одно — на север, ведь вокруг него везде север. Поэтому стрелка компаса, помещенного на южный полюс, обоими своими концами будет указывать на север. Ровно как и стрелка компаса, помещенного на северный географический полюс Земли, двумя своими концами будет указывать на юг.

Smart investment — задача для профессионалов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гайслер Е.В.

Глава первого в Новосибирской области частного посевного фонда Е. Гайслер рассказывает о своих подходах к инвестициям в инновационные высокотехнологичные стартапы и своем видении наиболее перспективных направлений таких инвестиций.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гайслер Е.В.

Smart Investments is the Problem Which Is to Be Resolved by Professionals

E.V. Gaisler, Head of the Private Seed Fund in Novosibirsk Oblast, talks about his approaches to investments to the innovation high-tech start-ups, and what such investments , in his opinions, are the most permissible.

Текст научной работы на тему «Smart investment — задача для профессионалов»

Smart investment — задача для профессионалов

Глава первого в Новосибирской области частного посевного фонда Е. Гайслер рассказывает о своих подходах к инвестициям в инновационные высокотехнологичные стартапы и своем видении наиболее перспективных направлений таких инвестиций. Ключевые слова: инновации, посевные инвестиции

Летом 2012 г. в новосибирском Академгородке начал работать первый в регионе частный фонд посевных инвестиций. Сегодня он поддерживает в первую очередь проекты своих резидентов и резидентов его инкубатора. О философии и тактике управляющей компании «Ломоносов капитал»1 рассказывает его председатель правления, кандидат технических наук Е.В. ГАЙСЛЕР.

— Евгений Владимирович, в чем принципиальная особенность работы вашей компании по сравнению с другими механизмами поддержки стартапов?

— На сегодня большинство российских фондов занимаются банальным распределением средств. Их идеология: найти хороший проект, дать ему денег, и дальше произойдет счастье. У нас другой подход — smart investment (умные инвестиции).

Во-первых, все проекты мы перерабатываем практически на 100%. В основе остается оригинальная научно-техническая идея разработчиков, но коммерческий продукт на выходе конструируется заново.

Во-вторых, мы полностью берем на себя все процессы управления проектами: бюджет, качество, контроль, закупки, продвижение на рынок. А разработчики пусть занимаются разработками, продавать они не умеют и не должны. Конечно, прежде чем «нырять» в какой-то проект, мы вниматель-

1 ООО Управляющая компания «Ломоносов капитал» — частная компания, созданная для управления высокотехнологичными венчурными проектами. Акционерами являются президент РАТМ Холдинга Э. Таран (74% акций), первый вице-президент РАТМ Холдинга Д. Хмельницкий (13%) и генеральный директор технопарка новосибирского Академгородка Д. Верховод (13%).

но изучаем, какие существуют тенденции на этом конкретном рынке, в этой индустрии, к чему идет дело, где стратегический разрыв2.

Мы для себя установили некие крайние сроки по проектам: примерно два года от идеи до действующего промышленного образца и еще год-два для того, чтобы выйти на рынок. То есть, если вы сегодня входите в проект, то на рынке окажетесь только через 3-4 года, а за это время все может кардинально измениться. Вспомните, что было с индустрией фотопленки: она существовала десятки лет и исчезла буквально за два года, когда всеобщее распространение получили цифровые фотокамеры. То же самое — с индустрией компакт-дисков. Поэтому очень важно сконструировать такой продукт, который бы играл на опережение. Понятно, что это задача для серьезных профессионалов.

— Вы справляетесь с этим своими силами или привлекаете сторонних экспертов? Сколько человек в команде?

— У нас пять сотрудников, но мы активно привлекаем экспертов со стороны. От Новосибирского государственного университета, институтов СО РАН и ассоциации «Сибакадемин-новация» до Фонда Бортника, «Роснано» и IBM Smart Camp. Причем эксперты работают с нами постоянно, а не только на стадии выбора и оценки.

— Как и где вы находите идеи для своих проектов?

— Мы активно работаем на летних, зимних школах Ака-демпарка, часто бываем в его бизнес-инкубаторе. Иногда разработчики сами к нам наведываются, иногда — мы к ним. Вдруг приходит в голову безумная идея, и выясняется, что тут есть люди, которые могут под нее создать научно-техническое основание. Академгородок в этом плане, конечно, уникальное место.

— А за пределами Академгородка есть проекты?

— Нет. Во-первых, нам и здесь идей хватает для приложения сил. Во-вторых, все проекты должны быть под контролем. Если нельзя лично контролировать процесс, я в такой проект не иду. Для меня принципиальна скорость.

Читать еще:  Симпатичные поделки для дачного участка

2 Стратегический разрыв — в стратегическом менеджменте — разрыв между целями компании и ее возможностями.

— На пресс-конференции, посвященной презентации УК «Ломоносов капитал», учредители говорили о намерении в течение года собрать портфель из 20 проектов. Сегодня их только семь. Это объясняется финансовыми возможностями или отсутствием интересных проектов?

— На сегодня возможность полностью зависит от финансирования.

— Насколько велик размер фонда? Вам хватает для инвестирования собственных средств или приходится привлекать соинвесторов?

— Без комментариев. В двух наших проектах есть государственное софинансирование, но это не «вынужденная мера», а, скорее, стратегический ход. Кроме того, мы уже на самой ранней стадии стараемся под каждый наш проект найти заказчика.

— Как формируется портфель проектов? Есть ли какие-то наиболее предпочтительные направления деятельности?

— Мы определили для себя три глобальных направления. Первое — это высокотехнологичная медицина. Эта отрасль на сегодня — наиболее отстающая в технологическом отношении. Некоторые методы лабораторного анализа были созданы еще в конце XIX века и до сих пор используются с упорством, достойным лучшего применения. Например, как измеряется СОЭ — степень оседания эритроцитов? Ставят пробирку, включают секундомер и считают, за какое количество времени они там осядут. Но если пробирка отклонилась от вертикали на три градуса, то ошибка в анализе достигает 20%. А лечение при повышенном СОЭ серьезное, и цена ошибки может быть довольно высока. Еще один яркий пример -«Гемовизор», который не только в разы упрощает и удешевляет процесс общего анализа крови, но и позволяет наглядно представить развитие тех или иных заболеваний в динамике.

Второе направление — все, что связано с безлюдными технологиями. Это помогает решить две наши давние проблемы: повысить производительность труда и снизить дефицит рабочей силы. Когда в поле нашего зрения появляется проект, способный в перспективе «убить» какую-то профессию, мы понимаем, что это «наш клиент», во всяком случае, стоит

к нему присмотреться. К таким проектам относятся, например, «Интелмед» (упрощает сбор анамнеза, постановки диагноза и назначения лечения) и «Сурдофон» (переводит на язык жестов звучащую речь из любого источника). Причем в перспективе можно будет доработать программное обеспечение таким образом, чтобы одновременно осуществлялся перевод с иностранного языка или на иностранный язык.

Третий мейнстрим — все, что связано с рациональным природопользованием. Совершенствование существующих технологий в плане снижения затрат и рисков и повышения точности, экологичности, эффективности. Например, проект «Каротаж», который связан с изучением свойств нефтяных скважин и последующим управлением процессом добычи. Пока он на лабораторной стадии, надеюсь, в 2014-м появится первый промышленный образец. Там мы работаем в сотрудничестве с Институтом ядерной физики, Институтом нефти и газа, Институтом геологии, предусматривается участие одного из новосибирских предприятий. Очень перспективная тема, позволяющая на порядок поднять информативность, точность и эффективность исследования и эксплуатации нефтяных скважин.

— Вы можете привести пример переконструирования проекта? Чем, например, изначально был «Гемовизор»?

— В материалах летней школы Академпарка 2012 г. проект фигурирует как прибор, ориентированный на изучение текучести крови, то есть — на решение относительно узких исследовательских задач. Мы репозиционировали его как прибор-анализатор, позволяющий делать общий анализ крови. Сфера его применения гораздо шире, а значит, выше коммерческий потенциал.

— Как Вы оцениваете прибыль и сроки реализации своих проектов? Венчурные инвесторы, как правило, говоря о формировании портфеля, ссылаются на закон Парето: нужно набрать 100 проектов, чтобы 20 из них «выстрелили» и покрыли затраты по остальным.

— Те, кто так говорят, или лукавят, или ошибаются. На самом деле проблема диверсификации никакого отношения к формированию портфеля не имеет. Есть масса примеров,

когда высокотехнологичные стартапы обеспечивали 10-кратный рост капитала. Вот из этих соображений мы и рассчитываем будущий эффект, ориентир для нас — 1000% возврата на капитал. И мы еще на старте должны представить, как обеспечить 10-кратный рост. Что должно быть в выручке, и как эта выручка будет достигаться.

— Но за «длинные» и слишком затратные проекты вы не беретесь?

— Наша экспозиция — до 10 млн руб. на два года. Но сроки реализации зависят от степени готовности. Скажем, по «Ге-мовизору» мы начали работать в январе 2013 г., а работающий прототип должен появиться уже в декабре. «Сурдофон» -тоже разработка достаточно высокой степени готовности, и там большой потенциал развития — можно многократно делать репликации. Если есть потенциал для долгосрочного извлечения прибыли, можно на более поздних этапах привлекать и других инвесторов. И мы ищем именно такие идеи.

— А случаи корректировки суммы по ходу проекта уже были?

— Мы никогда не говорим, что готовы предоставить всю сумму сразу. Сначала смотрим, как работает команда, как развивается рынок. «Первый шаг»: полмиллиона рублей на полгода. Если эффекта нет, мы этим проектом не занимаемся.

— Вообще, основные расходы, наверное, приходятся не на НИОКР? Вы можете оценить примерно структуру расходов по проектам: сколько идет на разработки, сколько — на продвижение?

— Моя оценка — 20:80 или 30:70. Придумать и произвести — это полдела, главное — продать.

— На каких условиях вы входите в проект? И могут ли разработчики, если у них не получилось реализовать проект с вами, попытать счастья с другим инвестором?

— Принципиальное условие: контрольный пакет, т.е. 51% акций у нас, 49% — у разработчиков. Под каждый проект компания создается «с нуля», чтобы обеспечить прозрачность структуры уставного капитала. Нюансы наших договоров с разработчиками — коммерческая тайна, но если в конце

неудача, и мы расходимся, каждый остается при своем. Мы потеряли деньги, они — время.

— А как вы собираетесь выходить из проектов?

— В случае, если проект окажется неудачным, выход компании — естественный процесс. Если проект покажет неплохие результаты реализации, но не будет представлять интереса для дальнейшего участия акционеров, доля в уставном капитале будет предложена другим стратегическим инвесторам. Ну а если результат совпадет с ожиданиями и акционеры захотят остаться в проекте, мы будем привлекать капитал со стороны, то есть работать как инвестиционный фонд.

— На Ваш взгляд, почему частные посевные фонды не появляются в большем количестве?

— Думаю, причина — это общее видение российским капиталом перспектив отечественных высоких технологий. Как-то не верит бизнес в это дело. Может быть, потому, что мало в этом понимает. Здесь же, помимо экономики, маркетинга, нужно разбираться еще и в технике, технологиях, как-то себе представлять эти рынки и видеть их тенденции.

— А Вы хорошо разбираетесь в технике и технологиях?

— Мне помогает в этом мой восьмилетний опыт работы в Академии наук и 20-летний — в инвестиционном бизнесе.

— И Вы считаете, что на новых технологиях в России можно больше заработать, чем в инвестиционном бизнесе?

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector