1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Акустические системы «закрытый ящик» на 75ГДШ33-16 из гипсокартона

РАСПРОДАЖА ДИНАМИКОВ

chg444

НОЭМА 100ГДШ33-8 широкополосный динамик ( бывший 75ГДШ33 ) 97 дБ/Вт/м, 50-15000 Гц

100ГДШ33-8 (бывший 75ГДШ33-8)

12″ 100 Вт широкополосный динамик — идеальный вариант для изготовления универсальных акустических систем профессионального и турового назначения. Одно из основных преимуществ широкополосного динамика в том, что он воспроизводит большую часть спектра звуковых частот, что устраняет спектральные и пространственные неоднородности по сравнению с многополосными системами. Не менее важно и то, что динамик не требует большого акустического оформления, это обеспечивает высокую мобильность и удобство при транспортировке акустических систем. Диффузор выполнен из литой цельной целлюлозы, в центре которого находится излучатель, который позволяет расширить диапазон воспроизводимых частот до 15000 Гц. Синусоидальный тканевый подвес со специальной пропиткой, мощная литая из алюминиевого сплава рама, массивный магнит, в изготовлении звуковой катушки применен медный провод с повышенной термической прочнойстью эмали, а так же модернезированная магнитная система с улучшеными теплоотводящими свойствами позволяют катушке выдерживать большие температурные колебания.

**Основные технические характеристики:
*Номинальный диаметр: 12″ (300 мм)
*Номинальное сопротивление: 8 Ом
*Характеристическая чувствительность(1): 97 дБ/Вт/м
*Эффективно воспроизводимый диапазон частот(2): 50-15000 Гц
*Предельная шумовая мощность(3): 100 Вт
*Предельная долговременная мощность(4): 250 Вт
*Предельная кратковременная мощность(5): 1000 Вт
*Диаметр звуковой катушки: 44 мм
*Материал каркаса звуковой катушки: стеклотекстолит
*Материал провода: медь
*Форма сечения провода: круг
*Количество слоев звуковой катушки: 2
*Ширина намотки звуковой катушки (L): 13 мм
*Высота верхнего фланца (Н): 8 мм
*Размеры кольцевого ферритового магнита: 134мм*57мм*18мм
*Номинальная индукция в зазоре: 1.1 Тл
*Объем вытесняемый динамической головкой(6): 2.5 л
*Материал диффузора: композиционная целлюлоза
*Тип гофрировки подвеса: синусоидальная 3-х волновая
*Материал подвеса: ткань х/б с пропиткой
*Тип гофрировки центрирующей шайбы: коробчатая
*Материал центрирующей шайбы: ткань х/б с пропиткой
*Материал диффузородержатель: Al (литьё)

*Fs:39 Гц,
*Re:6.9 Ом,
*Qts:0.39,
*Qes:0.42,
*Qms:5.1,
*Vas:157 л,
*Dia:260 мм,
*BL:13 Тл*м,
*Mms:42 г,
*Cms:0.39 мм/Н,
*Le(1кГц):0.4 мГн,
*Xmax(7):± 4.5 мм,
*Xmeh(8):±15 мм,
Fs/Qts=100

**Установочные размеры:
*Максимальный наружный диаметр: 346 мм,
*Посадочный диаметр: 286 мм,
*Диаметр разметочной окружности для болтов: 328 мм,
*Полная высота: 139 мм.

**Рекомендации по акустическому оформлению:

*Закрытый ящик:
Vзя: 30 — 60 л

*Фазоинвертор:
Vфи: 80 л, Fфи: 42 Гц, Sфи: 80 см2, Lфи: 65 мм)

(1) Усредненное значение уровня звукового давления в диапазоне 200 -15000 Гц, измеренного на оси динамической головки на расстоянии 1 м при подаче на неё напряжения эквивалентного 1Вт. Напряжение рассчитано в соответствии с номинальным сопротивлением динамической головки. Для 4-х омных головок оно равняется 2,00 В,для 8-омных-2,83 В,для 16-омных-4,00 В
(2) Диапазон частот, в пределах которого уровень звукового давления понижается на 10 дБ по отношению к уровню характеристической чувствительности.
(3) Мощность, которую динамическая головка длительно выдерживает без тепловых и механических повреждений. Длительность непрерывных испытаний 8 часов.
(4) Мощность, которую динамическая головка выдерживает без тепловых и механических повреждений в течение 1 мин с интервалом 2 мин 10 циклов подряд.
(5) Мощность, которую динамическая головка выдерживает без тепловых и механических повреждений в течение 1 сек с интервалом 60 сек 60 циклов подряд.
(6) При установке динамической головки снаружи деки толщиной 18 мм.
(7) Максимальное линейное смещение подвижной системы определено по формуле Xmax = (L-H)/2+H/4.
(8) Максимальное смещение подвижной системы от центрального положения в одну сторону, ограниченное растяжением центрирующей шайбы.

Закрытый ящик. Акустическое оформление

Очень большое распространение в последние годы получили закрытые АС, которые до недавнего времени были единственным видом АС для высококачественного воспроизведения как в нашей стране, так и за рубежом. И только в последние годы АС с фазоинвертором (АС с ФИ) и АС с пассивным излучателем (АС с ПИ) нарушили монополию закрытых АС. Тем не менее закрытые АС и в настоящее время являются одной из наиболее распространенных конструкций высококачественных АС в Западной Европе и довольно широко выпускаются в США, как это было видно из таблицы:

На рис. 1 представлена типичная закрытая АС и ее электрический аналог. Преимущество закрытой АС заключается в том, что задняя поверхность диффузора головки не излучает и, таким образом, полностью отсутствует «акустическое короткое замыкание». Недостатком закрытых АС является то, что диффузоры их головок нагружены дополнительной упругостью объема воздуха внутри оформления. Наличие дополнительной упругости приводит к повышению резонансной частоты подвижной системы головки в закрытом оформлении ω01 и, как следствие, к сужению снизу воспроизводимого диапазона частот. Значение дополнительной упругости объема воздуха SВ может быть найдено как:

SВ=γρSэфф 2 /V [1]

Рис. 1. Типичная закрытая акустическая система и ее электроакустический аналог.

Эффективной площадью диффузора считают 50—60 % его конструктивной площади. Для круглого диффузора диаметром d Sэфф=0,55S=0,44d 2 . Это эквивалентно тому, что эффективный диаметр диффузора составляет 0,8 от конструктивного диаметра. Упругость SВ суммируется с собственной упругостью подвеса подвижной системы головки S и в результате резонансная частота головки в закрытом оформлении вычисляется по формуле:

где m – масса подвижной системы головки.

Как видно из [1], упругость воздушного объема внутри оформления обратно пропорциональна этому объему. Упругость подвижной системы можно также выразить через упругость некоторого эквивалентного объема воздуха VЭ, имеющего упругость S. Отсюда резонансная частота головки в закрытом оформлении:

ω01√(1+VЭ/V) [3]

Чтобы резонансная частота все же не была чрезмерно высокой, иногда применяют головки с более тяжелой подвижной системой, что дозволяет несколько снизить резонансную частоту головки в закрытом оформлении, как это видно из [2]. Однако следует иметь в виду, что увеличение массы подвижной системы снижает чувствительность АС.

Особенно малой эффективностью обладают так называемые малогабаритные акустические системы (MAC), у которых упругость объема внутри оформления существенно больше упругости закрепления подвижной системы головки. Такие системы, у которых упругость подвижной системы определяется упругостью объема воздуха внутри оформления, называются системами «с компрессионным подвесом» головки.

Рис. 2. АЧХ закрытой системы (ЗЯ)

Неравномерность АЧХ закрытых АС в области низких частот так же, как и открытых, определяется их добротностью (рис. 2). При Q01 1 неравномерность частотной характеристики определяется только ликом на частоте ω1 относительно горизонтальной части характеристики.

Читать еще:  Люстра с абажуром из картона

Рис. 3. Зависимость неравномерности АЧХ закрытой АС от Q01.

Неравномерность частотной характеристики в зависимости от добротности закрытой АС приведена на рис. 3. Как следует из рисунка, минимальная неравномерность частотной характеристики закрытых АС имеет место при добротности Q01=1 и составляет 1,3 дБ. Желательная же добротность самой головки находится из условия:

Исследования показали, что добротность головок, предназначенных для закрытых АС, не должна превышать 0,8-1. В противном случае головка получается «раздемпфированной». Это означает, что при ее возбуждении, т.е. при подаче на нее напряжения музыкальной или речевой программы, головка помимо колебаний в такт с поданным напряжением будет колебаться и с частотой собственных колебаний, близкой к резонансной частоте. Для слушателей это будет проявляться в том, что к звучанию программы будет примешиваться звучание этой частоты как своего рода «гудение», «нечистота» низких тонов. Отметим также, что если головка помещена в закрытом ящике, ухудшается равномерность частотной характеристики в области средних и высоких частот из-за резонансных явлений в оформлении. Для их устранения внутренние поверхности (особенно заднюю стенку) покрывают звукопоглощающим материалом и заполняют им часть объема. Кроме того, заполнением внутреннего объема рыхлым звукопоглощающим материалом преследуют и другую цель — изменить термодинамический процесс сжатия-расширения воздуха в оформлении.

Без заполнения процесс сжатия-расширения воздуха внутри оформления адиабатический. Заполняя оформление рыхлым звукопоглощающим материалом можно сделать так, чтобы адиабатический процесс сменился на изотермический. В этом случае внутренний объем оформления как бы увеличивается в 1,4 раза, так как коэффициент γ в [1], составляющий 1,4 для адиабаты, заменяется значением, равным единице для изотермы. Соответственно снижается и резонансная частота закрытой АС. Это снижение в пределе (для компрессионной АС) достигает √1,4, так как для нее можно пренебречь упругостью подвеса головки. В противном случае резонансная частота головки ω01 может быть найдена как:

ω01= ω01((1+0,75 ∙ S/S) ∙ (1+S/S)) [5]

Как практически определить, что изотермический процесс сжатия-расширения воздуха внутри оформления достигнут? Процесс будет достигнут, если при добавлении внутрь оформления новой порции рыхлого звукопоглощающего материала резонансная частота закрытой АС уже не понижается. Исследования авторов показали, что заполнять внутренний объем оформления более, чем на 60%, нецелесообразно. Вместе с тем количество рыхлого звукопоглощающего материала не должно быть чрезмерным, чтобы активные акустические потери в оформлении и заполнении не были значительны. Следует отметить, что степень влияния активных акустических потерь в оформлении (и заполнении) на ход частотной характеристики зависит, строго говоря, не от их абсолютных значений, а от соотношения активных акустических потерь в оформлении и полных потерь в головке. Потери в головке — это собственные акустико-механические активные потери на внутреннее трение в материале головки, трение о воздух при работе, потери в виде активной составляющей сопротивления излучения и т.д., а также «вносимые» в головку потери.

Чрезмерные активные акустические потери могут быть в АС при некачественном (с акустической точки зрения) выполнении корпуса оформления, креплении головки, при чрезмерном заполнении оформления звукопоглощающим материалом, а также при чрезмерно малых внутренних объемов оформления (VЭ/V>8).

Пример . Расчитаем объем закрытой АС с нижней граничной частотой 50 Гц, имеющей головку со следующими характеристиками: f=38 Гц, Qts=0,8, Vas=60 л.

  1. Определяем объем оформления из формулы [3]: V=60∙10 -3 /((50/38) 2 -1)=83 л. (результат умножаем на 1000)
  2. Находим добротность головки в закрытом оформлении из формулы [4]: Q01=0,8√(1+60/83)=1,05. В соответствии с рис. 3 минимальная неравномерность АЧХ имеет место при Q01=1. Так что полученная неравномерность частотной характеристики из-за пика на частоте ω1 практически минимальна и составляет всего около 1,5 дБ.

Акустические системы «закрытый ящик» на 75ГДШ33-16, из гипсокартона

В среде радиолюбителей популярна максима – «лучший передатчик это антенна!». В звуковоспроизведении, акустические системы, если и не лучший усилитель, то вклад в общее звучание имеет очень весомый. И также как и с хорошей антенной, дело это громоздкое и дорогое. Задумав собрать «тракт» — проигрыватель-усилитель-акустика, определился с усилителем. По разным причинам он оказался весьма небольшой мощности, а значит, требовались акустические системы достаточно высокой чувствительности. Выбор пал на «кинотеатральные» 75ГДШ33-16. Понравились по параметрам — мощность 75 Вт, сопротивлением 16 Ом. Ом-м-м-м. Такая здоровенная кастрюля, доложу я вам, но чувствительности изрядной — 94. 96 дБ. Отечественная, понятно, в Новосибирске делают. Кроме параметров, немаловажно, что головка широкополосная. С одной стороны конечно сужение диапазона воспроизводимых частот, с другой – чрезвычайное упрощение конструкции, ибо грамотно сделать фильтры, не так-то просто.

О корпусах

Динамик самостоятельно, полноценно звучать не может – звуковые колебания от прямого и обратного хода диффузора взаимно ослабляются и КПД такой акустики очень и очень невелик. Требуется эти колебания разделить и погасить или инвертировать по фазе обратные. Это достигается разными приемами, реализация которых и называется «акустическим оформлением». Их не так уж и много, из самых распространенных – «закрытый ящик», «щит» или его чаще использующийся вариант «открытый ящик», «фазоинвертор». Каждый из способов обладает как присущими ему недостатками, так и достоинствами.

Выбор акустического оформления для конкретного динамика, кроме того, не так уж велик – каждый из них, по сочетанию параметров примерно предназначается для определенного типа акустического оформления. Ну и сфера использования, так сказать, налагает… Словом, выбран был тип оформления «закрытый ящик», как самый радикальный, если не мелочиться с размерами, здесь тоже решено было не скупердяйничать и выполнить корпуса как часть жилого помещения и с изрядным объемом, благо, квартира была – бетонные стены, да пол с потолком и строительно-отделочные работы нами тогда только-только начинались.

Акустическое оформление обладает следующими достоинствами — простота расчета характеристик. У закрытого ящика есть всего один параметр – внутренний объем. И в случае «бесконечный экран» можно и вовсе, почти на глазок – за счет габаритов. При грамотном выборе параметров головки и объема для нее, закрытый ящик не имеет себе равных в области импульсных характеристик, в значительной мере определяющих субъективное восприятие басовых нот.

Итак, тип оформления и динамики выбраны. Выбрано место в квартире для АС и принято решение делать их, корпуса, «интегрированными» в планировку.

Чтоб сориентироваться на местности. Однокомнатная квартира в новостройке, около 60м2. Внешние стены помещения бетонные, все внутри – гипсокартон. Сделать коробку АС, решено также из гипсокартона.

Что было использовано при работе

Инструменты

Собственно, классический «набор гастарбайтера» — шпатели, кисти, валики. Выдавливалка для герметика, лестница-стремянка. Пригодится шуруповерт, дрель, небольшая УШМ. Кое где, не будет лишним и перфоратор. Для наклеивания обоев – валик, корытце, специальные ролики для прикатывания. Из выделяющегося из списка – ручная фрезерная машинка с оснасткой «циркулем».

Читать еще:  Игра Крокодил-дантист из картона

Материалы

Кроме самих динамиков и гипсокартона со специальными профилями, понадобились провода, клеммы для акустических систем, много саморезов, акриловый герметик, рулонный утеплитель (минеральная вата), сосновый щит подходящего размера. Понятно – обои для внешней оклейки и клей для них, клей ПВА для грунтовки или готовый грунт, емкости, всякие сопутствующие мелочи.

Итак. Штатную кладовку из гипсокартона пришлось основательно разобрать – помимо сугубо архитектурных работ, пришлось еще и укреплять стенку и возводить коробки акустической системы.

На фото, стрелочками показаны «интегрированные» полости – будущие корпуса АС. Габаритный размер коробок около 500х300мм в сечении, ну и от пола до потолка — 2.75м.

Все работы велись штатными материалами для монтажа гипсокартонных стен – жестяные профили, крепеж. Стенки корпусов двойные (в два слоя) с тщательной проклейкой ПВА между слоями. Профилей тоже не жалел на укрепления и распорки. Внизу одного из коробов, была выведена розетка (маленькая стрелочка на фото), пришлось отгородить ей небольшую герметичную полость. Внутренняя поверхность коробок тщательно грунтовалась, затем в несколько слоев промазывалась разведенным водой акриловым герметиком. После высыхания, тем же герметиком тщательно промазывались все углы.

Фото одного из коробов из самой кладовки. Маленькая стрелочка показывает место выведения клеммной колодки для обоих АС. После укладки проводов внутри корпусов и стенки, внутренность коробок была частично заполнена рыхлым слоем минеральной ваты.

Для крепления тяжелых динамиков, были изготовлены этакие фланцы из соснового мебельного щита. Фрезерной машинкой с «циркулем». После нескольких слоев лака, установлены на герметик и изрядное количество саморезов. Длинна последних выбрана несколько большей, чем толщина стенки АС и концы их внутри корпусов, вворачивались в жестяные квадратики. Фото выше – вид после демонтажа динамиков через несколько лет, для наглядности.

Динамики к деревянному фланцу крепились также саморезами через слой акрилового герметика.

Через некоторое время эксплуатации, решил несколько доработать АС добавив высокочастотные динамики подходящей чувствительности и сопротивления. Ими были 10 ГДВ-6, той же НОЭМА, с простейшим фильтром из конденсатора.

Для крепления динамика были вырезаны аналогичные фланцы, размещенные ниже основных динамиков – ВЧ головки имеют довольно узкую диаграмму направленности и так они оказывались на уровне головы сидящего в кресле.

Признаться, существенного расширения диапазона частот не произошло, но тарелки и щетки в джазовой музыке стали слышны получше.

В таком виде, акустические системы работали около пяти лет, пока мы не уехали из города. Качество воспроизведения музыки оказалось превосходным, долгое прослушивание ни чуть не утомляло, что говорит об отсутствии существенных неровностей АЧХ. Инструментальных измерений не проводилось. Чувствительность АС оказалась превосходной – мощности лампового усилителя по 0,8Вт на каждый канал, было достаточно для очень большой громкости, вплоть до соседского колочения по батареям отопления. Басы были очень хороши, без инфразвука, но очень плотные и без всяких призвуков. Любители дискотечной музыки, возможно и не оценили бы, но джаз, рок и инструментальная музыка, звучали очень хорошо. Единственным существенным недостатком конструкции, следует считать невозможность «расстановки» в помещении, в том числе в удаленности от стен. С другой стороны, помещение, все же не концертный зал, но, нерезиновая однокомнатная квартира невеликих размеров, с этим пришлось смириться.

После переезда и сдачи квартиры в наем, в очередной приезд, во время косметического ремонта, динамики были демонтированы, отверстия заделаны и заклеены обоями. Вот такая история этой необычной акустической системы.

NA4 — Акустика оригинальная во всем. Простейшая конструкция с непростым звучанием.

Эти акустические системы (далее — АС) я изначально разрабатывал не для себя и, что приятно, единственным условием заказчика было качественное воспроизведение Музыки и цвет корпуса, гармонирующий с интерьером. Таким образом, я не был ограничен ни электрическими характеристиками, ни количеством полос, ни габаритами АС (комната прослушивания предполагалась большая и свободная, с малым количеством мебели). В начале была идея сделать АС на более мощных динамиках (конкретно 25 ГДШ-102) или на сдвоенных 10 ГДШ-102, но потом я решил пожертвовать мощностью ради гарантированного качества и собрать АС на одном широкополоснике 10 ГДШ-102.

Динамики 10гдш102 Знаменского завода (они же, в иных воплощениях: 10 ГД-36К, они же 10 ГДШ-1-4 ) сами по себе звучат неплохо, и по началу хотелось даже сделать просто Экраны или ОЯ (открытый ящик), но в последствии (по эстетическим соображениям) решено было сделать ЗЯ (закрытый ящик). Вариант неидеальный, но практичный.

Это была сознательная жертва количеством и глубиной баса (в сравнении с ФИ) ради более высокого его качества, и не менее осознанный отказ от прекрасно звучащего экрана ввиду его нереальных размеров. Кроме этого, для снижения влияния граней передней панели решено было сделать её максимально большой, а сам ЗЯ принял вид довольно таки плоской коробочки находящейся за этим широким «экраном».

Идея эта родилась совершенно спонтанно, я провел аналогии со старыми АС, которые в большинстве случаев делали с широкой передней панелью и совершенно не занимались при этом «зализыванием» передних граней корпуса. А ведь раньше корпуса АС проектировали для качественного воспроизведения музыки (это теперь их разрабатывают все больше для интерьера). Результат моих трудов по проектированию Вы можете видеть на чертеже.

Рисунок 1 — Акустическая система NA-4, чертеж

Для фасада и подставки я использовал крышки тумб из ламинированного ДСП толщиной 25 мм, короб изготовлен из ДСП 16 мм, его я «ламинировал» уже самостоятельно, самоклеющейся пленкой. Конструкция собрана на брусках традиционным способом — саморезы + клей, только клей пришлось подобрать такой, чтоб хорошо клеил ламинированную поверхность. Сборка короба и обеспечение ровного сопряжения его деталей аналогична той, что описана в статье про NA-3. Дно-подставка прикручено снизу длинными толстыми саморезами.

Технология крепления дна следующая: в нем намечаются и сверлятся в ряд 5-6 крепежных отверстий, затем дно и фасад скрепляются одним крайним шурупом, (для точного совпадения кромок фасада и дна необходимо производить сборку на ровной, чистой и плоской поверхности), этот этап должен дать ровное соединение деталей; далее точно подгоняется параллельность граней деталей относительно друг друга (чтобы получить идеально ровный отступ от передней кромки дна до его сопряжения с передней панелью) и полученное положение закрепляется вторым то же крайним шурупом, остальные же закручиваются уже когда детали точно скреплены между собой; после этого конструкция разбирается и место стыка промазывается клеем или герметиком и собирается начисто.

Читать еще:  Картина из газеты, цветного картона и пряжи для вязания

Внутри корпуса проходят два пояса ребер жесткости. Идеальны были бы еще одна — две распорки между передней и задней стенками корпуса, но это усложняло крепление звуко-виброизолирующего покрытия. Возможные колебания задней стенки я решил компенсировать хорошей звуко-виброизоляциейизоляцией изнутри и накладкой из кожзама снаружи.

В данном случае, внутри оказался ковролин на резиновой основе, приклеенный прорезиненной стороной по всей внутренней поверхности и распушенный синтепон, распределенный по всему по объему.

Накладка из кожзама позволила так же скрыть единственные закрученные снаружи шурупы и придала колонкам элегантный вид сзади. Отслушивание этой пары в условиях, когда один из задников не был еще покрыт кожзамом, дало следующий результат: «неотделанная» АС имела более резкий звук, более привязанный к АС, «отделанная» же звучала более мягко, легко, открыто. Так что применения именно этого типа покрытия оказалось вполне оправданым.

Для гашения стоячих волн в корпусе было применено следующее решение: на дне и крыше короба (естественно изнутри) ковролин был закреплен волнами, причем волны на дне и крышке направлены относительно друг друга под 90 градусов. Волны ковролина делались так: сначала при помощи коротких шурупов с большими шляпками и «Момента» крепится один край вырезанной полосы ковролина, затем делается складка-волна с длиной и высотой порядка 3–4 см и снова крепится к ДСП тем же способом, и т.д. Боковые стенки при желании можно отделать таким же образом, но я ограничился лишь двумя поверхностями.

Динамики обработаны следующим образом: полиуретановый гофр (подвес) пропитан касторовым маслом, делать это надо аккуратно, малыми дозами масла аккуратно распределенными посередине гофра, иначе есть риск отклеить его от корзины или от диффузора.

Делается это для устранения провала в районе 400 гц (этот рецепт «лечения» динамиков применял в своих разработках «Доктор» Александр Клячин). После пропитки гофр должно немного покоробить — это нормально пугаться не стоит, но излишняя пропитка приведет к очень сильному короблению и как следствие ухудшит звучание динамика — это нам уже ни к чему.

Рис. 2. Динамик 10 ГДШ-102, после пропитки гофра

Окна корзины динамика заклеены одним слоем синтепона (порядка пол сантиметра толщиной), это позволяет снизить добротность динамика и адаптировать его, тем самым, к условиям ЗЯ. Александр Клячин рекомендовал так же наклеить противомагниты, однако пришлось обойтись без них, за неимением подходящей пары магнитов.

На фото динамики, окна которых заклеены требуемым слоем синтепона. Разный цвет клеевых швов — это просто результат применения двух видов клея (темный — Момент-1, светлый — Момент Кристал, эффект идентичен).

Рис. 3. Динамик 10 ГДШ-102, на окнах наклеен ПАС из синтепона Рис. 4. Динамик 10 ГДШ-102, на окнах наклеен ПАС из синтепона

В данной конструкции один из важнейших элементов, кабель внутренней разводки. В качестве недорогого варианта с гарантированным результатом, можно применить самодельный литц в бумажной изоляции. Еще один бюджетный вариант — моножила в полиэтиленовой изоляции от старого телефонного кабеля.

Возраст кабеля в данном случае гарантирует его достаточный прогрев и приличное качество меди. Некоторое количество моножилок (скорее всего в диапазоне от 4 до 6) нужно с крутить в жилу, жилы свить между собой в обратном направлении с небольшим шагом (буквально 2-4 витка на метр).

Более дорогой вариант внутренней разводки — использовать качественный брендовый кабель (Supra, Analysis-Plus). Естественно при изготовлении и подключении проводов учитываем их направленность. В АС я не применял ни каких фильтров, динамики подключены напрямую. Кстати, у одного из них была неверно указана полярность, так что обязательно надо проверять её самому (например батарейкой: диффузор вперед, значит + попал на +). Целью было обеспечить хороший звук при минимальной сложности конструкции и легкой заменяемости (повторяемости) основных деталей.

Специфическая форма АС и низкое расположение динамик требует наклонной установки. Располагать их следует таким образом, чтобы излучатели смотрели в точку, где предполагается расположить уши слушателя. Я решил эту проблему установкой в днище корпуса четырех резьбовых втулок.

Сами ножки-шипы были реализованы оригинальным способом, путем объединения куска шпильки и гайки колпачка. В результате получились регулируемые опоры со сферическими головками. Если поставить такие ножки на пятирублевые монетки, точность баса и некоторых других характеристик заметно возрастает.

Рис. 5. Комплектующие для изготовления опор АС (роль шпильки на фото выполняет болт)

Результат прослушивания готовых АС приятно удивил меня самого. Предыдущий вариант этих динамиков, с которым я работал в модели NA-1, был мягко говоря неудачным (на основании чего настоятельно НЕ рекомендую пользоваться динамиками 10гдш1-4 или 10гдш2-4) производства завода Динамик). Эта конструкция, судя по всему, довольно полно раскрывает возможности данных головок, т.к. претензий к звуку практически ни каких.

Не ожидал я такого музыкального разрешения и такого ровного тонального баланса. Звучат они очень даже выразительно и живо. Если находиться в зоне фокуса звука (которая у этих АС небольшая), сцена рисуется просто отлично с ощутимым объемом во всех трех измерениях. Из недостатков могу назвать не глубокий, но весьма точный (и по мне — достаточный) бас, и узкую лучевую направленность АС (даже вдвоем стерео уже не послушать).

Поздние комментарии: хотел сначала оформить этот текст так же, как и статью про NA-3, но ограничился небольшой литературной правкой, изменением абзаца о проводах внутренней разводки и добавлением абзаца об опорах (который отсутствовал в оригинальном тексте). Относительно звучания мне сложно сейчас что либо убавить или добавить. Оставил как есть, надеясь на тогдашнюю адекватность восприятия.

Сейчас у меня нет доступа к этим АС, да и человека для которого я их делал то же уже нет среди нас. Быть может эти АС еще работают и радуют кого то, а может уже отправились на помойку (габариты то недетские, места занимают как пара кресел). Так или иначе, делал я их от души и на момент сборки и первоначального прослушивания готов был назвать своей лучше работой.

Себестоимость этой акустической ситсемы получилась небольшая, но будьте готовы к тому, что материал корпуса и внутренней отделки съедает основной бюджет. Форма и и конструкция АС принципиальны. Пробовал использовать те же динамики в корпусах от NA-3 и еще в нескольких других (в том числе узких) 50 литровых ящиках — результат в каждом из случаев был различный. По моему опыту корпус na-4 звучит принципиально лучше любых других вариантов.

Посвящается Антиповой Ирине, человеку по настоящему понимавшему и любившему музыку, для которой разрабатывалась и изготавливалась данная модель.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector