0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самодельные кусачки стекла для витражного дела

Самодельные кусачки стекла для витражного дела

Огнь — письменам, сироте — гривенник и елку.
Дам бледной ли бездари, черному ли волку,
дам поделом, нипочем не переплачу —
всем от того витража по осколку.
Скупо, нелепо, но я так хочу.

Для воплощения родившейся в голове идеи, в декоративном творчестве используют различные материалы. Одним из самых интересных является стекло. За счет своей прозрачности, декоративные изделия из этого материала могут быть очень выразительными. Стеклодувное дело, это совершенно особая область бытия и освоить его можно не вдруг. Но и из обычного плоского окрашенного на этапе изготовления стекла, можно сделать много чего интересного. Например, витраж или что то в этом роде, словом некий рисунок, этакая мозайка, из обработанных и подогнанных кусочков цветного стекла. В особенности выигрышно, такие изделия выглядят там, где через них проходит свет. Например, окна, прозрачные потолки, элементы межкомнатных и уличных дверей, дверцы шкафчиков с подсветкой, наконец, абажуры ламп. Попробовать себя в изготовлении последних, пытаюсь уже некоторое время. Подбираюсь, так сказать, мелкими шажочками, постепенно обзаводясь оснасткой и инструментами. Вот в рамках этого «подбирания» и похвастаюсь очередной железкой. Итак, знакомьтесь – дисковые кусачки для стекла, часто их зовут кусачками «заг-заг», уж не знаю почему.

Здесь, следует сказать, что применяются различные техники изготовлении витража, несколько отличаются используемые материалы, но в любом случае, настоящий стеклянный (часто, для простоты, на обычное оконное стекло наклеивают соответствующие кусочки цветной прозрачной пленки, так что скорее, этот способ следует отнести к имитации) витраж, предполагает вырезание стеклышек. Более-менее точно вырезают кусочки цветного стекла стеклорезом, а потом, при необходимости, точно подгоняют их друг к другу, обтачивая края на специальной шлифовальной машинке с алмазным рабочим инструментом. Часто на этапе грубой резки, остаются довольно большие кусочки лишнего стекла, стачивать которые алмазным инструментом не рационально, а отрезать стеклорезом опасно, можно испортить деталь. В таких случаях, чудо как хороши наши кусачки. Бздынь, и порядок. Еще чаще, «заг-заги» применяют коллеги по цеху – мастера, возящиеся со стеклянной мозайкой и во «фьюзинге» (сплавление цветных стекол в специальной муфельной печке). Словом, штука у нас стекляшечников полезная, но как и весь хороший инструмент весьма дорогая.

В тех же местах, где водятся кусачки, продают и запасные части к ним, чаще всего твердосплавные колесики. Встретив однажды колесики, очень похожие на вид, в вульгарном хозяйственном магазине, родилась мысль сделать стеклянные кусачки самостоятельно. Это были запасные части от плиткореза. Была приобретена парочка колесиков. Стоит порядка 50…100р за штуку, в зависимости от диаметра. Назначение же их совершенно такое же – резать стекло.

Итак, полюбопытствуем, что же готового нам предлагает промышленность.

Изучение промышленных аналогов, так сказать.

Довольно мощная конструкция, коротенькие губки, с одной стороны обеспечивающие легкость в работе за счет большого рычага, с другой, не всегда можно подобраться к относительно большим резам. Ограничитель хода внутри пружины не регулируемый. Цена ого-го. Комплектуется вот таким «носочком», для сбора стеклянного мусора, что конечно удобно.

Некоторая модернизация, вероятно удобная

На ум приходят электрические аналоги – бокорезы и торцевые кусачки. К слову, в этих, глубина хода регулируется. Стоят еще дороже.

Конструкция с иной пружиной и режущими колесиками «внутри». Регулировка глубины реза есть.

Насколько удобная компоновка, сказать трудно, но должны быть изрядно дешевле, так как конструкция сильно проще.

Относительно дешевый вариант.

Стоят по дешевле, выглядят по жиже. Ничего не регулируется. Но наверное, все таки кусают.

Наш ответ Чемберлену.

Мое исполнение кусачек выполнено на базе плоскогубцев. Благо, валялись, где то найденные, в весьма плачевном состоянии – пластиковые ручки поплавлены, порезаны, губки изрядно поковыряны, все изрядно засалено-замаслено. Словом, противно взять даже палочками.

Что использовалось из инструментов.

Набор слесарных инструментов, маленькая отрезная машинка (болгарка), нечто для сверления, газовая горелка плюс материалы для пайки, небольшой сварочный инвертор с принадлежностями. Немного терпения и аккуратности.

Плоскогубцы были оттерты, отмыты растворителем, покореженные ручки срезаны, без них вообще получилось изящненько. Маленькой отрезной машинкой — «болгаркой», с губок изнутри сточены все кусачки и хватательный «протектор», нам это все теперь ни к чему, только мешаться будут. Плоскогубцы при этом не разбирались – ручки были зафиксированы в максимально открытом положении, нужное место зажато в тисках. Аккуратненько, заранее примерившись выключенной машинкой. Да, позаботьтесь о защитных очках – мелкие частички при таких работах летят порой непредсказуемо.

Твердосплавные колечки (2), имеют диаметр внутреннего отверстия 6 мм. Так тому и быть. В качестве крепежа, применен винт М6 (3) с головкой «потай» — конус лучше зафиксирует режущий диск. Завинчивается в удлиненные гайки (4), они называются «соединительные», для большей долговечности, ибо крепеж сейчас не слишком хорош и мелкие резьбы частенько срываются при сколь-нибудь значительном усилии. Удлинённая гайка увеличивает надежность соединения. Гайки бочком приварены к губкам бывших плоскогубцев (1). Аккуратненько, половинкой тонкого электрода, чтоб целиться легче было. Здесь, пожалуй, более уместной была бы пайка твердым припоем. Латунью например, но для этого нужна горелка на парах бензина, вроде стоматологической или ювелирной. У тех, что на газу без кислорода, не хватает температуры.

Собственно все. Можно пробовать кусать, однако, для удобной работы, придется еще сделать, ограничитель хода и возвратную пружину. Последнее для удобства, первое для здоровья твердосплавных режущих колесиков.

Ограничитель хода решено было выполнить из частей метизов. Удалось довольно изящно совместить ограничитель с пружиной возврата. Подобранная пружина (8) замечательно одевалась на гайку М6. К слову, если подобралась слишком тугая пружина, усилие ее сжатия можно легко отрегулировать, опуская в кислоту. Серную например.

Решено было упомянутыми выше гайками «ограничить свободу» пружине, по одной из них вполне можно пропустить винт регулирующий ширину закрытия губок. Гайки удобно разместились между губками. Возможно компоновка не слишком удачная – уменьшается глубина, на которую можно забраться к линии реза на стекле, однако ниже шарнира не получалось просто. Гайки припаяны горелкой, оловянно-медным припоем для медных водопроводных труб, с соответствующим флюсом в виде пасты. Флюс чуть подкислен, поэтому место пайки надо хорошо промывать. Водой. Гайка (5), в которую будет упираться винт регулировки глубины (7), заглушена отрезком соответствующей резьбовой шпильки. Перед пайкой. Чтоб заглушка тоже припаялась. Получился этакий пенёк. Под гайкой (6), перед пайкой было просверлено отверстие чуть больше 6мм. Чтобы снаружи в нее завинчивался стопор. Винт регулировки глубины кусания, также выполнен из кусочка шпильки, на наружном торце, ножовкой по металлу пропилен шлиц под отвертку. От самопроизвольного вывинчивания фиксируется стопорной гайкой снаружи. Регулировка осуществляется при помощи отвертки и гаечного ключика, возможно, при частом регулировании это будет не слишком удобно, практика покажет, в конце концов, не трудно будет оснастить винт и стопорную гайку небольшими маховичками, чтобы завинчивать их пальцами.

Ходовые испытания прошли успешно – обычное оконное стекло толщиной 4мм откусывается вполне успешно, усилия к ручкам инструмента при этом, приходится прикладывать вполне умеренные. Цветное стекло для витражей, должны кусать еще легче. Посторонних стеклянных крошек при работе практически не образуется.

Следует сказать, что для качества и усилия кусания, должен быть важен угол заточки режущих колесиков. Вероятно, в фабричных инструментах он отличен от того который используется в запчастях плиткорезов. И хотя плиткорезные показали себя с хорошей стороны, стоит попробовать более острую их заточку, благо, стоимость колесиков не высока. Напомню, что обработка твердых сплавов ведется алмазным инструментом.

Витражи – разнообразие видов и техник, способы изготовления своими руками

Это сегодня технологии остекления достигли таких высот, что окно может быть практически любого размера, формы и цвета, а нашим предкам приходилось ломать голову над заполнением оконных проемов. Так появился витраж – светопроницаемое панно из кусочков цветного стекла или тонких каменных пластин. В этой статье мы рассмотрим, как делать витражи своими руками, которые актуальны по сей день. И не только как вид искусства, но и как возможность разнообразить практически любой интерьер. Рассмотрим:

  • какие техники изготовления витражей сегодня используются;
  • способы создания витражей своими руками;
  • как сделать витраж Тиффани своими руками.
Читать еще:  Самодельные формы для льда

Техники создания витражей

Популярность мозаичных картинок во многом обусловлена возможностью их самостоятельного изготовления различными способами. В зависимости от материалов и технологии это могут быть не только витражи на окна, но и различные элементы декора. Это и плафоны, и дизайнерские цветочные горшки, и вставки в двери, и предметы меблировки, и обрамление межкомнатных арок, и многое другое. Сегодня существует несколько распространенных техник изготовления витражей своими руками.

Пайка

Классика витражного дела. Сюжет по эскизу нужно собирать из отдельных стеклянных фрагментов (витражные смальты), которые фиксируют между собой свинцом, медью, оловом или латунью. Каждая смальта оборачивается кованным или литым «шнурком» и спаивается с остальными.

Сейчас этот способ несколько модифицировали и для окантовки используют мягкую металлическую ленту (фолию) – медную или латунную.

Сюжеты из разных мелких деталей собирают, спаивают и обрамляют, технология позволяет создавать любые формы, а не только плоские панно.

Фацет

Для витражей используется толстое, от 6 мм, стекло, со всех граней каждого элемента под небольшим углом снимается фаска, что обеспечивает преломление света. Фацетные витражи выполняют из особых сортов стекла – свинцового и поташного, первое тяжелее, но дает сильный оптический эффект, второе легче, но и лучи в нем не так играют. Наиболее зрелищными считаются комбинированные фацетные витражи из стекол обоих видов. В силу толщины и тяжести элементов собирают такие картины только в алюминиевый профиль. Поэтому их второе название – алюминиевые витражи.

Фьюзинг

Более сложная техника, но и витражи можно сделать объемные и более зрелищные, возможно изготовление многослойных картинок или фигурок. Разноцветные стеклянные элементы укладываются согласно сюжету, запекаются и прокатываются, границы фрагментов могут оставаться четкими или наслаиваются, проявляя фактуру рисунка, недостижимую в других техниках.

Травление

Рельеф на стекле образуется в процессе обработки поверхности специальными кислотами, используются трафареты, по контуру которых вытравливают рисунок.

Аппликация (пленочные витражи)

Это не совсем техника создания витражей своими руками, хотя в результате и получается нечто подобное, это способ изготовления имитации с помощью стеклянной или пластиковой основы, разноцветных витражных пленок и специального металлического скотча. Рисунк постепенно создается на основе посредством наклеивания слоя матовой пленки, а контуры изображения обклеиваются скотчем, чтобы дать рельефный узор.

Роспись (заливка)

Тоже имитационная техника, только рисунок не наклеивается, а раскрашивается на стекле своими руками стекспециальными витражными красками. Роспись получается прозрачнее, а заливка дает более яркие, насыщенные витражи. Контуры в этом случае сначала прорисовываются более толстыми линиями контурной пастой, для придания фактуры, или также обклеиваются скотчем/проволокой. Требует художнических навыков.

Витражи своими руками

Для самостоятельного создания витражей в домашних условиях подойдут не все техники, так как вряд ли у каждого в кладовке завалялись кованные или литые металлические полосы, фаскорез с алюминиевыми профилями или печное оборудование. Теоретически можно достать плавиковую кислоту, но придется дышать испарениями, а гарантировать получение узора, а не ожога, сложно. Поэтому домашним мастерам остается техника Тиффани и две имитации на выбор.

Для витражей Тиффани потребуется определенное оборудование, да и работа это достаточно кропотливая и трудоемкая, росписью же и заливкой можно заниматься любому начинающему витражисту и даже с детьми. Но если Тиффани – это полноценный витраж, который можно вставить хоть в окно, хоть в двери, то имитация классического витража все равно себя выдает, даже если рисунок зеркальный с двух сторон.

Витраж Тиффани

Рассмотрим пайку с использованием фолии, которую можно купить в любом художественном магазине, как способ создать настоящий витраж в технике Тиффани.

Рисунок – выбирая рисунок, стоит избегать слишком сложных линий, их потом не только вырезать из стекла, но и обрабатывать и соединять, лучше остановиться на фигурах с плавными изгибами и для начала из средних размером деталей. Эскиз можно взять из интернета, там масса вариантов узоров в различных техниках с учетом специфики витражной живописи. Можно нарисовать самостоятельно, при условии, что желание подкреплено хотя бы минимальными навыками. Если таковых не наблюдается, лучше воспользоваться типовыми заготовками.

Резка – эскиз переносится на толстый картон и разрезается на детали (пронумерованные). Чтобы осталось место на пайку, контур смальты должен быть глубже контура шаблона на 0,5-0,7 мм. Шаблон прикладывается к стеклу и обводится, а затем из стекла вырезается деталь.

Листовое витражное стекло стоит прилично, чтобы сэкономить, можно воспользоваться старым боем. Перед тем, как приниматься за смальты, желательно потренироваться на резке обычного стекла изогнутыми линиями, чтобы набить руку.

Обработка – грани каждой детали необходимо обработать шлифмашинкой для стекла.

Но это дорогое удовольствие и чаще для доводки смальт используются бруски № 220-240, шириной 12-20 мм, как минимум, квадратный и полукруглый, треугольный нужен для сложных элементов, когда есть изгибающаяся вовнутрь линия.

При шлифовке смальту и брусок опускают в подходящую емкость с водой. После шлифовки каждую смальту по контуру оборачивают фолией, края завальцовывают (разравнивают и прижимают ленту деревяшкой или пластиком). После краев разглаживают торцы и еще раз проходятся по всему периметру.

Сборка – профессионалы рекомендуют нарезать, обрабатывать и укладывать смальты по одной, но это личное дело каждого. Сборку проще выполнять на светокопировальном станке. За неимением можно положить прозрачный лист пластика или толстого стекла между опорами и подсветить настольной лампой. Еще проще, если есть журнальный столик со стеклянной столешницей – тонкая ткань, калька (трафарет) и вперед. Подсветка необходима, чтобы не допустить щелей между смальтами, при укладке их плотно подгоняют друг к другу или к границам узора. Трафарет фиксируют двумя планками – слева и сверху или справа и сверху (для левшей), выкладку начинают с угла, постепенно заполняя весь узор.

Флюсовка – собранный витраж обжимают рейками с оставшихся сторон, следя, чтобы детали не выпирали вверх или в угол, при необходимости довальцовывают кромки, приглаживают и прижимают. В идеале, витраж перебирают заново, чтобы равномерно покрыть флюсом и грани и торцы, но можно и упростить задачу, тщательно пройдясь обильно смоченной кисточкой или ватной палочкой по граням каждой детали. Флюс выбирают полуактивный, с бурой, остатки активного могут с течением времени разъесть переплет.

Пайка – отличается от привычной радиотехнической и оборудованием и способом исполнения.

Мощность этого инструмента всего 100 Вт, он нагревает элементы до нужной температуры, но припой к нему не прилипает. Обычные, оловянно-свинцовые припои не рекомендуются, из-за них могут трескаться смальты. Поэтому для Тиффани лучше использовать припои с кадмиевыми присадками (ПОСК-50-18, Авиа-1). Можно обойтись и припоем ПОС-61/61М, но он мягче и не такой прочный.

Паяют Тиффани капиллярным способом в два этапа – сначала по контуру смальты прокапывают расплавом припоя примерно через сантиметр (нитка по ширине как жало), не касаясь деталей паяльником и припоем. За один подход не рекомендуется проходить большой участок, если витраж габаритный. Проходят фрагмент с мужскую ладонь, дают витражу остыть, продолжают, пока не прокапают каждую деталь. Вторым заходом каждый шов пропаивают, накладывая припой по контуру каждой смальты и нагревая, пока он не просочится сквозь шов и не покроет соединение изнутри.

Обрамление – готовый витраж припаивается к профильной рамке, прямоугольной, если это плоское панно, или фигурной, если речь о плафоне или другом элементе декора. Зачищенная и обезжиренная (спиртом) рамка покрывается флюсом изнутри, а витраж по кромке с лицевой и боковой стороны. Раму накладывают на композицию или вставляют композицию в каркас и паяют, как смальты, фрагментами, если остается щель, ее тоже флюсуют и пропаивают.

Промывка – часть изготовления витража, необходимая для удаления остатков флюса, как ни старайся, а собирается он не только в швах, но и на смальтах. Сегодня простейший способ избавиться от этих пятен на этом этапе – обработать витраж губкой, смоченной в средстве для мытья посуды, после чего изделие промывается и вытирается.

Патинирование – если уже браться за Тиффани, стоит раскошелиться на специальное цветное стекло, листовое или бой, так как пленка или краска смотрится все же хуже. А вот патинирование такому витражу не повредит, а только подчеркнет его красоту. Аккуратное нанесение готового состава на переплет выполняется в перчатках и респираторе, а помещение должно хорошо проветриваться. Если напачкали – смело мыть, вытирать и в заключении – аккуратно полировать мягкой тканью. При необходимости металлическое обрамление закрывают декоративной рамкой из дерева или имитации.

Читать еще:  Самодельный Комбайн: газонокосилка — снегоуборщик на основе дрели

Независимо от выбранной техники, витраж, сделанный своими руками, будет не только украшать дом, но и радовать осознанием того, что и вам по плечу древнейшее из искусств.

Упрощенная разновидность витража, но тоже вполне способная оживить дом или сад – на нашем сайте в статье о декорах из керамической плитки. Еще одна возможность оригинально оформить жилище – пробковые обои или бамбуковые покрытия. Это совершенно другая, но не менее интересная тема. В видео можно подсмотреть хитрости профессионального дизайнера.

Создаем еще один инструмент для витражного дела — самодельный ломатель стекла из плоскогубцев

При художественных работах со стеклом, не обойтись без вырезания небольших элементов с криволинейными краями. Это могут быть элементы витража, работы в технике «фьюзинг» — спекание цветного стекла в специальной печи, горячей формовке стекла.

Резка стекла, и в случае прямого, и в случае криволинейного реза примерно одинакова — первый этап, на чистой и сухой поверхности стекла, в нужном месте делается непрерывная царапина от края до края стекла. Гранью алмаза или твердосплавным роликом стеклореза. Поверхность стекла в месте нанесения царапины, рекомендуют слегка смазать керосином, впрочем, в последнее время широкое распространение имеют стеклорезы, снабженные специальным узлом, подающим масляно-керосиновую смесь из емкости в ручке стеклореза прямо на твердосплавный ролик. На манер, шариковой авторучки. Да, важный момент – при нанесении царапины, лист или кусок стекла, стоит держать на ровной, слегка упругой поверхности. В стекольных мастерских, для этого традиционно используют стол, крышка которого отделана плотным войлоком. Дома при нечастых работах, можно использовать толстый слой газет на ровной поверхности.

Итак, царапина на стекле нанесена, наступает важный и очень ответственный момент — ломка стекла. Часто, при резке стекла более-менее значительной толщины, легким постукиванием с обратной стороны стекла, напротив царапины, добиваются образования трещины.

Существуют также, специальные инструменты, позволяющие прикладывать усилие «на излом», точно в определенном месте. Например, ломалка керамической плитки, являющаяся, частью переносного плиткореза. Керамическая плитка кладется на специальное ребро ломателя, напротив сделанной твердосплавным роликом царапины, специальный упор оснащенный рычагом для большего усилия, нажимает на поверхность плитки, по обе стороны от реза — крак! Дело сделано.

Существует и миниатюрный, карманный вариант такой резалки-ломалки. Предназначен, для резки керамической плитки. Обладает всеми признаками «взрослого» варианта — режущее твердосплавное колесико, ломатель. Стоимость и удобство в пользовании на порядок ниже.

Это, можно сказать, прототип.
Перейдем к более узкоспециализированным инструментам. Именно для ломания стекла. На второй стадии резки, а для нанесения царапины используется отдельный стеклорез.

Простой ломатель для толстого, «витринного» стекла. Мощная конструкция, упоры разнесены довольно широко, представляют собой специальные «пупочки» из пластика, похоже, сменные. Рукоятки подпружинены и самостоятельно возвращаются в полностью открытое положение. Ограничителя глубины «ломания» нет.

Несколько усложненные ломалки для толстого стекла.

Устроены, чуть по другому, главным отличием является рычажная система в шарнирном узле, позволяющая уменьшить требуемое усилие на рукоятках — в анкете при поступлении в стеклорезы, можно опустить графу «физподготовка». Стоят дороже простого, более чем на порядок.

Ну и наконец, самый подходящий для нетолстого (3 мм толщиной) цветного витражного стекла, вариант ломателя. Элегантная конструкция, сильно смахивающая на плоскогубцы. Приложение разнонаправленного усилия, обеспечивается конструкцией губок – они несколько шире обычного и изогнутой формы. Инструмент в отличии от коллеги выше, не имеет возвратной пружины, зато оснащен регулятором глубины ломания. Это чтоб стекло сломать, а не раздробить в пыль. В комплекте имеются силиконовые колпачки на губки, чтобы железом о стекло не скрежетать и не оставлять царапин. Колпачки, по отзывам витражников, довольно быстро истрёпываются, вместо них губки не толсто обматывают липкой лентой, бумажным скотчем. Работают они тоже недолго, но стоят недорого и легко заменяются. На верхней губке имеется «прицел».

В отечественных, особенно столичных, магазинах, такой инструмент стоит, не сказать, чтобы дешево. Воодушевленный изготовлением стекляшечных кусачек из старых плоскогубцев , решил такой опыт повторить — конструкция ломателя не мудрёная. Старые плоскогубцы закончились, пришлось для «этого дела», приобрести новые, недорогие.

Несмотря на умеренную стоимость, плоскогубцы оказались вполне хороши и некоторое время выполняли свои прямые, хватательно-кусательные обязанности. Но пришла пора стекляшек, материалы собраны, инструменты, в основном тоже, понадобился ломатель и даже был найден на любимом и родном АлиЭкспресс. К слову, по весьма демократичной цене, надо отдать должное потомкам Конфуция и Лао Цзы. Однако, ждать больше месяца, пока посылка дойдет в нашу глухомань, не было никаких сил, пришлось взяться за напильник.

Что было использовано в работе.

Инструменты.

Набор слесарного инструмента, пользовался электрическим точилом, сверлильным станком, маленькой УШМ (болгаркой) с корундовыми дисками разной толщины. Слесарные тиски. Небольшая газовая горелка для пайки.

Материалы.

Кроме подопытных плоскогубцев, припой и флюс для горелочной пайки, метизы М5, кое-какие бронзовые железки из коробки с «водопроводным» хламом.

Ну что же, от судьбы не уйдешь. Подопытные плоскогубцы были раздеты — пластиковые ручки срезал острым ножом, без них как то, значительно, хм… элегантней. Ручки хороши для больших усилий и здесь, на тонком витражном стекле не потребуются. На ручки потом можно одеть кусочки термотрубки подходящей толщины.

Коль скоро, прилагаемые к ручкам усилия не слишком велики, можно заготовку-плоскогубцы изрядно облегчить, сточив все лишнее. Снаружи, это усиливающие ребра. Сточил их на наждаке с крупнозернистым камнем, под конец, чуть загладил на камне помельче.

Заодно, там же, на наждаке, сделал ровную площадку для разметки и сверления отверстия в ручке — для монтажа ограничителя глубины ломания. Ничего сложного — винтик М5 подходящей длинны, с контргайкой. По прежнему удивляюсь сколь просто сверлить в плоскогубцах отверстия — казалось бы, инструментальная сталь, ан нет, сверлится спокойно.

Первоначально просверлил отверстие под резьбу и попробовал нарезать М5, но метчик шел очень туго, побоялся сломать. Чуть рассверлил отверстие и волшебным напильником организовал площадку, куда будет удобно припаять гайку.

Припаял гайку газовой горелкой, аккуратненько, так чтобы припой в резьбу не затек. Остатки кислотного флюса отмываются теплой водой, жесткой кисточкой. Удобно пользоваться отслужившей зубной щеткой. Высушить заготовку на печке (батарея центрального отопления не подходит). Случившиеся некрасивые наплывы припоя, можно удалить надфилем или некрупным напильником.

Продолжил облегчение плоскогубцев. Не дрогнувшей рукой, маленькой «болгаркой». Одну рукоятку зажал в тиски, «пациент откройте по шире рот» и примерившись, в бой. Конечно с наушниками и очками на голове.

Оставил нетолсто на боках — и вес поменьше и дальше от края работать можно. Ну и старорежимные кусачки и насечки, на новом инструменте, смотрелись бы несколько неуместно. Правило хорошего слесарного тона – притупить острые грани.

Пришла пора изогнутых губок. Они должны быть несколько шире плоскогубцевых (рычаг) и изогнутыми, улыбающимися.

Перебрав свои мелкие железки, в «водопроводном» хламе нашел такую вот штуку — водопроводный переходник со смещенными осями, для подгонки межосевого расстояния при монтаже «смесителей». Бронзовый надо полагать.

Меньший цилиндр превосходно помещается в больший и довольно плотно. Вся сборка, вполне удобно размещается на губках пассатижей. Решено — сделаем губки из них. Бронза хорошо паяется и вообще обрабатывается, не слишком твердая и гарантированно не будет царапать стекло. Правда резьбу на внутреннем цилиндрике придется оставить — если сточить, будет слишком тонко.

Сделал заготовки губок — отпилил ножовкой по металлу донышки, выровнял края на брусочке с некрупной наждачкой.

Губки подогнал «болгаркой», чтобы поплотнее прилегали к моим «кольцам всевластия», зачистил соответствующие соприкасающиеся поверхности шкуркой, смазал пастой-флюсом и зажал в «рабочем» положении. Ручки бывших плоскогубцев стянул веревочкой, за одну из ручек, зажал в тисках, в удобном для пайки положении. Разжег горелку, прогрел, спаял. Здесь тоже следует действовать без фанатизма и не допустить излишков припоя, а то он так и норовит затечь, куда не следует и спаять все насмерть.

Ножовкой по металлу, зажав почти готовый инструмент в тисках, отпиливаем лишнее от колечек. Предварительно, понятно, их разметив. Чертилкой, фломастером, гвоздем. Острые краешки, как водится, притупляем, лишние наплывы припоя спиливаем напильником. Отмываем в теплой воде остатки флюса с кисточкой или зубной щеткой, сушим.

Подобрал винтик подходящей длинны, настроил упор-ограничитель. Попробовал на 3 мм оконном стекле. Что сказать — работает как миленький. Очень удобно с новым инструментом отрезать небольшие, откровенно маленькие и кусочки замысловатой формы. Да, в последнем случае, криволинейный рез стоит ломать с двух концов в два приема — результат более стабильный и предсказуемый. Нажимая ломалкой на рез с одного края, добиваемся образования недлинной, в пару сантиметров трещины, повторяем то же, с другого края, можно чуть сильнее. Все, кусочек стекла отламывается по линии реза.

Читать еще:  Самодельный микро сверлильный станок

В дальнейшем, уже при интенсивной штатной работе, на ручки усадил по кусочку черной термотрубки, а губки обмотал в несколько слоев прозрачным скотчем — чтобы не скрежетало по стеклу. Липкая лента со временем истрепывается, но сменить ее пара пустяков.

Обработка стекла в домашних условиях

Многие с опаской относятся к работе со стеклом и ограничиваются простыми операциями вроде ремонта разбитого окна. А ведь стекло — удивительный материал, и не все умельцы знают, что в домашних условиях его можно обрабатывать не хуже, чем на производстве. Секретами делится Олег Абрамов.

Молекулярная структура стекла позволяет его резать, пилить, сверлить, шлифовать, склеивать, гравировать, изгибать и даже вытягивать в нити!

Для резки стекла требуется стеклорез. Чаще используют роликовые стеклорезы.

А — стеклорезы с такой рукояткой выпускались уже лет сорок назад. Их достоинство — тяжелая головна, которой удобно простукивать линию реза.

В и С — дешевые китайские стеклорезы. Продаются под марками Jobo, Kraftool, Stayer. Их сложно использовать для резки стекла из-за низкого качества роликов и головки стеклореза. На Kraftool хорошо видны поврежденные зубцы головки после отламывания стекла.

D — профессиональный роликовый стеклорез Silberschnitt («Зильбершнит»). Моя любимая модель. Универсальный и надежный инструмент.

Профессиональный масляный стеклорез Тоуо ТС-17 хорош для криволинейных резов. Если требуется регулярно заниматься резкой стекла, экономить на стеклорезе не стоит. Пусть профессиональные стеклорезы недешевы, но испортить стекло обойдется дороже. А самая дорогая деталь в профессиональном стеклорезе — ролик.

Ролики изготавливают из легированной нержавеющей стали. Они различаются по углу заточки, обычно это 130-165 градусов. Ролики с углом заточки 130 градусов используют для резки стекла толщиной от 1 до 3 мм, а заточенные под углом 140-150 градусов — для резки стекла толщиной 4-10 мм. Для стекла толще 10 мм используют стеклорез с роликом 155-165 градусов.

Стекло режут так. Стол для резки должен быть ровным и устойчивым. Поверхность застелена тонким изоло-ном, но в идеале — на стол наклеивают тонкий ковролин или фетр. Так и резать удобнее, и нижняя сторона стекла не поцарапается осколками, которые неизбежно образуются при резке. Стекло укладывают на поверхность стола, размечают, прижимают к нему линейку.

Верные друзья стекольщика — линейка, керосин и молоток

Линейка для резки стекла представляет собой линейку с наклеенной снизу полоской тонкой резины, чтобы линейка не смещалась при резке. Либо это специальная линейка с врезанными в нее присосками. Такую можно изготовить и самостоятельно.

Итак, проводим стеклорезом линию реза.
Важно! Эту линию нельзя прерывать и проводить повторно. Она должна быть прочерчена за один проход.

Затем сдвигаем стекло со стола и аккуратно простукиваем маленьким молотком линию реза — вот еще один верный друг стекольщика. Далее укладываем стекло линией реза на край стола и отламываем его, прижав доской с помощью струбцин. Струбцины особенно важны, если стекло — толстое.

При некотором навыке можно растянуть линию реза пальцами, особенно если стекло — тонкое.

Итак, мы научились резать прямые линии. А кривые? Для этого сначала вместо линейки вырежем лекало — например, из толстого линолеума. Остальные операции аналогичны.

Можно вырезать даже круг из стекла. Для этого потребуется циркульный стеклорез или круглый шаблон подходящего диаметра. Если есть циркуль, то закрепляем на стекле присоску и проводим окружность. Разумеется, не прерывая линию реза.

Затем проводим лучи от окружности до краев стекла.

Переворачиваем стекло, ручкой стеклореза аккуратно продавливаем линию реза и лучи. Если все сделано правильно, то заготовка сама распадется на круг и боковые обломки.

Если под рукой — только лекало-блин, то можно зафиксировать его на стекле двусторонним скотчем от смещения, а затем так же провести вокруг него линию реза.

Не только плоское стекло
Например, можно резать бутылки. Из них получаются интересные вазочки или плафоны для светильников. Для этого обычно собирают импровизированный верстак из основания и трех брусочков. Бутылку помещают между брусками и вращают ее левой рукой, в то время как стеклорезом в правой руке проводят линию реза.

Затем линию реза простукивают изнутри шпилькой с утяжелителем и отделяют отрезанную часть от бутылки.

Если невозможно простучать линию реза изнутри — аккуратно прогревают ее портативной газовой горелкой. Главное условие — бутылка должна быть с гладкой поверхностью, желательно цилиндрической формы. Бутылки сложной формы, угловатые например, резать сложнее.

Резать мы научились, теперь нужно обработать линию реза. Те, кто занимается витражным делом, используют портативные алмазные станочки Inland или Krištáli 2000, которыми быстро обтачивают даже неровную линию реза.

Если необходимо притупить кромки оконного стекла, можно использовать губку с алмазным покрытием или оселок для заточки ножей, предварительно его увлажнив.

Если шлифовки требуется больше, то пригодится шлифовальная насадка на дрель с водостойкой наждачной бумагой.

Сверлим стекло
Стекло нередко приходится сверлить. Например, чтобы закрепить ручку на стеклянной дверке или повесить зеркало.

Сверла для стекла бывают трубчатые с алмазным напылением или твердосплавные копьевидные.

Желательно использовать сверлильный станок, ведь дрель сложно установить строго вертикально, из-за чего стекло может лопнуть при нажиме. Размещают стекло на мягкой подкладке — например, на резине или ковролине. Сверлят в водяной ванне. Для этого вокруг зоны сверления крепят пластиковое или резиновое кольцо, затем наливают в него воду и аккуратно сверлят. Сильно нажимать на стекло нельзя. Сначала сверлят до половины с одной стороны, затем стекло переворачивают, совмещают сверло и точку сверления и досверливают с обратной стороны.

Гравировка на стекпе
Для нанесения узора на стекло, обработки кромок мелких деталей или маркировки можно воспользоваться бормашинами. Их выпускают Dremel, Ргоххоп, Bort, «Калибр», «Энергомаш» и другие производители.

Важно правильно подобрать бормашину и насадки для нее, чтобы мощность и обороты соответствовали выполняемой операции. Для одних работ подойдут карборундовые шлифовальные насадки, а для тонких и точных работ используют насадки с алмазным напылением. Сэкономить на насадках не получится: дешевые плохо отцентрированы и быстро изнашиваются, поскольку в них использованы низкокачественные абразивные составы.

Матировка стекла
Стекло матируют полностью или локально. В первом случае — для изготовления плафона, вазочки, элемента витража или для последующей окраски. Во втором случае — для нанесения узора, ведь рисовать бормашиной на стекле еще нужно потренироваться. Как быть тем, кто не умеет рисовать? Вырезаем на пленке Огасаі узор, клеим ее на стеклянную поверхность, а затем подвергаем местному матированию.

Способы матировки. Самый простой — в пескоструйной камере, которую можно найти в стекольных и автомастерских. Есть пасты для матировки стекла на основе фтористого аммония — Glassmoze и Glassmat. Пасту наносят лопаточкой на поверхность стекла, выдерживают некоторое время, а затем собирают обратно в емкость или смывают водой.

Склеивание
Это удивительно, но правильно склеенный шов между двумя стеклами — крепче, чем само стекло. Промышленность выпускает десятки типов клея для стекла. Вот основные.

Сверхтекучий клей используют дл: склеивания полированных поверх ностей — например, стеклянной мебели. Именно такой шов крепче самого стекла, потому что склеивание происходит на молекулярном уровне. Пример такого клея — Bohle Verifix LV 740. Для бытовых целей более доступен испанский клей CristalCeys.

Вязкий клей применяют, если не удается создать идеально прилегающие поверхности стекла, а также при склеивании шлифованных, но не полированных поверхностей. Например, UHU или DoneDeal.

Двухкомпонентные эпоксидные составы хорошо известны по склеиванию других материалов. Наиболее популярные — Kilto или Рохіроі.

Окраска стекла
Промышленность выпускает краски с хорошей адгезией к стеклу. Но при изготовлении вазочек или плафонов проще матировать поверхность стекла — и тогда на ней хорошо держится любая краска из аэрозольного баллончика.

Полировка стекла
Мы не рекомендуем полировать большие стеклянные изделия в домашних условиях: это довольно грязное занятие. Но миниатюрные поверхности полируют бормашинами с полировальными насадками и полировочными пастами на основе крокуса, полирита или окиси циркония.

Изделия, изготовленные вышеописанными способами.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector